Место, Бесами на хатень принятое.

Тако длинна хворина, что в телесе людовом поживь творяща, тако от сего уво смерть сей челоывек вступивший тако венец погибели принявши.
Тако в хате той, что живлена да смертию исхождена, тамо опосля дух хворотный прижываетсья. Иже то слово в слово то бесу то логово,
аки тамо угловина яко с двери ходом пойти, тако ощемись, иже по праву руку-тамо благое будет.
Иже жить надобно - то кровать в правое по двери яко вступаешь клади,
иже там сохран, иначе сам одолен будешь нечистю. Тако что по леву, тамо худница. Аки чтоб умерить иль отбить часть силы черной, тако тамо шкафы да кумодины клавдь. Иже в них надобно по кусу меди удерживать, да опосля 13 лун менять, тогда худо оттянетсья.
А иже с тем, кто в хате поживает-с тем надобно вот что творить: иже уговором сойдешсья, тако из лютого отходника в домовика сотворишь.
Иже не подогнется под слова твои, тако вредить будет. Чтоб усмирить такого, надобно растопить свиного жира, да лампадь сотворить, аки три капли своей крови вцедить, да фетелину вставить. Тако девять вечерей жигать да молится подле сего, аки по три раза читаетсья:

«Полями да туманами,
реками да мурянами,
горами да ровами,
иже глаза зревинами,
да из зревин ходины,
да тамо черны девы хороводимы,
аки плясом плясають,
аки вином попивають,
аки брава молодца поджидають.
тако коль тот пойдет,
на девиц глаз не возьмет,
тако мне причинитсья,
да мне службиной прислужитсья,
аки в пламенюке учивитсья,
тако в дыменюке приживитсья,
то с утра по вечеренице,
да по утреннице на закатенницу,
в хате сотворит привратенницу
то гомонных пригомонит
то лютых изгонит
то смирных починит
да меня в хозяйва учинит
то мне престолитсья,
то мне в хате силитсья,
а бесу лютому прогнатсья,
в море-окиан кидатсья,
тамо рыбой пожиратсья,
тако в сей хате миром уживатсья.
Аминь».

Тако опосля третего разка тушить лампадку. Аки теми девятю днями то чуй будет, аки накид какой, аки весть недобрая в окно, тако то бес творит исходит, аки то молодец тот скверника гонит.

Тако на том месте, где смерть принял дух отпустивший.
то место надобно помыть водой, что из трех колодцев да присказать про себя:

«Смерть пришла, да водой блажь ныне крепка.
Иже смоетсья, тако смертно клеймо скинетсья,
Тако мертвец поминетсья, дух в небо ринетсья.
Аминь».

То коль сказано, то три раза повтором гожено, то сотворина полная.

Тако иной раз ложе, на ком смерть принята, то его перестелят, да иным дают ночной усыпаль творить. Аки то губежь, аки то смертница,
аки то по неведению своему многие сохран теряют, да на погибель идут. Иже погибель ютится в том ложе. Аки кто лежал-смерть принял-аки кто опосля стелил-тот иного в гроб сютил.
Тако коль сие сотворилось, то по сказу сему отговорилось. Тако вот что сотвориной творить, дабы худо перебить. Иже кто спал на том ложе опосля принятия смерти,то надобно отчитать сего несчастного. Надобно на порог его усадить ликом в хату да читать над ним:

«Аки ты *Н* на пороге сидишь.
аки мое слово ныне чтишь.
тако и смерть мое слово чтит.
тако тебя в житие отпустит.
то сильно сказание.
то верно причитание.
то на *Н* жития призвание.
да погибели духа изгнание.
то твердо, верно сказано, сотворено, говорено, аминь. Молено»!

То читать двенадцать раз, тогда отчитан от худа.

Аки кто по неведению оденет одежду, что перед самой смертию носил погибель принявший, тако надобно одежду ту сжечь. Да того, кто по ошибке надел, того надобно тем дымом от одежды горящей окурить да причитать:

«Дымом пойдет, худо уйдет, да мое слово все перебьет, хватку мертвеца в ничто обернет. Аминь».

Тако сие знание на то, что в хате творится, иже тамо смерть была да опослоя бес живилсья.

Из Обрядника Мансура.